ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ 1-3
Загадки 1 - 3 посвящены гениальным картинам
1."Богатыри" Виктора Васнецова
В. М. Васнецов в одном из своих писем (1882 год) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

Как Васнецов продемонстрировал богатырскую силу?
2."Ночная терраса кафе" Винсента ван Гога
Винсент ван Гог в одном из своих писем (1888 год) описывал картину так: «По-правде говоря, я отвлекся от всех остальных дел и теперь тружусь над новой картиной, изображающий внешнюю часть одного ночного кафе: крошечные фигуры выпивающих на террасе людей, огромный жёлтый фонарь освещает террасу, дом и тротуар, и даже придает некоторую яркость мостовой, которая окрашивается в розоватово-фиолетовые тона».

Какой известный сюжет запечатлел Винсент ван Гог на картине?
3."Вероломство образов" Рене Магритта
Что на картине?
ОТГАДКИ В КАРТИНКАХ 1 - 3
на загадки, посвященные гениальным картинам
1."Богатыри" Виктора Васнецова
В "Богатырях" есть и три сословия (княжеское, крестьянское, священническое), и три вида оружия (ближнего боя, среднего и дальнего), и не случайны три цвета коней.
Но это все дополняется "вишенкой на торте" (гениальным воплощением задачи) - доказать, что перед зрителем настоящие богатыри. Посмотрите на Илью Муромца, на его правую руку, где на запястье висит булава, весом 3-5 кг. Богатырь, не замечая булавы, приставил ладонь к глазам и всматривается вдаль. Всматривается долго-долго, пять, десять и более минут. Но делает это легко. Вес булавы его не отвлекает.

Страница картины на сайте Третьяковской галереи здесь
2."Ночная терраса кафе" Винсента ван Гога
Винсент ван Гог изобразил Новозаветный сюжет - Тайная вечере. В кафе двенадцать посетителей, один из которых (на переднем плане) уходит (Иуда). В центре в белых одеждах официанта Христос. Ван Гог показал оскудение веры в европейском обществе. Он наглядно продемонстрировал восприятие Бога, как исполнителя желаний. Художник в простом, на первый взгляд сюжете, показал как мир перевернулся с ног на голову.

Страница картины на сайте Музея Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды здесь
3."Вероломство образов" Рене Магритта
На картине изображена курительная трубка, под которой рукописно выведена надпись «Это не трубка» (фр.Ceci n’est pas une pipe). Картина с изображением трубки — это её образ. Магритт писал: «Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И всё же, вы можете набить её табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной „Это трубка“, я бы солгал!».

Страница картины на сайте Los Angeles County Museum of Art (LACMA) здесь
ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ 4-6
Загадки 4 - 6 посвящены гениальным русским художникам
4.Суриков
"...Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... сразу все пришло - всю композицию целиком увидел.
...А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом... написал.
...Да и (название картины - прим.мое) точно так же пошла: раз свечу зажженную днем на белой рубахе увидал, с рефлексами" (Из воспоминаний поэта Максимилиана Волошина о Сурикове).

Соотнесите три идеи картин с тремя полотнами Сурикова.
5.Кустодиев
Посмотрите на три картины Бориса Кустодиева, написанные в период с 1916 по 1917 года и соотнесите их с тремя праздниками: Вербное воскресение, Пасха, Масленица.
6.Шагал
Посмотрите на три картины Марка Шагала и соотнесите их с тремя пословицами и поговорками:
  • "Придет старость — придет и слабость";
  • "Лучше синица в руке, чем журавль в небе";
  • "Мастер на все руки" или "Наш пострел везде поспел".
ОТГАДКИ В КАРТИНКАХ 4 - 6
на загадки, посвященные гениальным русским художникам
4.Суриков
Суриков в своих исторических картинах отступил от "историчности" ради создания более точного образа. Отступление от реализма, в данном случае, позволило передать по-настоящему истинную картину событий. Художники-реалисты критиковали исторические картины Сурикова, художники-авангардисты превозносили.

Действительно, если посмотреть на картины с точки зрения "бытовиков", то увидим "нестыковки": стены Кремля замыкают площадь, Меншиков - буквально гигант в избе, боярыня несется в тупик. Но с точки зрения идеи, смысла - это шедевры.

Итак, идея тесной избы и дождя - это "Меншиков в Березове", черная ворона на снегу - "Боярыня Морозова", зажжённая свеча на фоне белой рубахи - "Утро стрелецкой казни".

Страница Сурикова на сайте Третьяковской галереи здесь
5.Кустодиев
Первая картина "Встреча" посвящена Пасхе. Священник одет в красно-бордовую рясу, матушки христосуются.

Вторая картина "Масленица", зимне-весенний праздник, предшествующий Великому посту.

Третья картина посвящена Вербному воскресению и Празднику Входа Господня в Иерусалим, атрибутом которого являются вербы (на картине верба изображена внизу на переднем плане).

Страница Кустодиева на сайте Третьяковка здесь
6.Шагал
Картины Шагала загадочны. Один из возможных ключей к пониманию русские и еврейские пословицы, поговорки, идиомы, устоявшиеся выражения.

Не желая выбирать, Шагал словно спорит с русской пословицей "Лучше синица в руке, чем журавль в небе" на картине "Прогулка".

"Работать семью пальцами" — это идиома на идише, означающая «очень быстро». На картине «Еврей в зеленом» изображен усталый пожилой человек. Почему у него зеленое лицо и желтые волосы и борода? Если обратиться к фольклору, то об изнуренном человеке на идише принято говорить: «Он пожелтел и позеленел».

Страница Шагала на сайте Русского музея здесь
ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ 7-9
Загадки 7 - 9 посвящены картинам европейских художников
7.«Наводнение в Бисбосе»
В 1421 году наводнение в Нидерландах (Голландия) унесло жизни от двух до десяти тысяч человек.
Британский художник нидерландского происхождения Альма-Тадем написал картину "Наводнение в Бисбосе", сюжетом которой послужила местная легенда.
Легенда гласит, что когда вода спала, выжившие жители Бисбоса обнаружили на берегу детскую кроватку, в которой мирно спал младенец и сидел кот. Не меньшее удивление жителей вызвал тот факт, что даже постелька младенца была абсолютна сухая. В этом была заслуга кота.

Что именно сделал кот, чтобы спасти ребенка?
8.«Натюрморт из цветов со шторой»
Поразившая в XVII веке Европу "тюльпаномания" была доступна только богатым людям. Не все могли выложить за луковицу редкого вида тюльпана целое состояние или стоимость дома. Для большинства людей единственной возможностью удовлетворить свою страсть к тюльпанам оставалась живопись.
Посмотрите на картину Адриана ван дер Спельта "Натюрморт из цветов со шторой" (1658 год). Художник пошел дальше. Он создал символ, образ того, что искусство может сделать невозможное возможным.

Объясните что подвластно искусству и не подвластно жизни?
9."Времена года" Брейгеля
В 1565 году Питер Брейгель Старший написал свой знаменитый цикл-шедевр из шести картин "Времена года". Да, именно так. Времена года и шесть картин. Сохранилось пять из них.

Посмотрите и объясните почему именно шесть картин и определите к какому времени года каждая из них относится.
ОТГАДКИ В КАРТИНКАХ 7 - 9
на загадки, посвященные картинам европейских художников
7.«Наводнение в Бисбосе»
Во время наводнения кошка, когда кроватку раскачивало на волнах и она могла того и гляди перевернуться, прыгала из угла в угол, сохраняя равновесие.
8.«Натюрморт из цветов со шторой»
Цветы, изображенные на натюрморте, в природе (жизни) цветут в разное время. И лишь на картине возможно показать их цветение в одном моменте.

У натюрморта есть и религиозный смысл. Цветы напоминают о кратковременности земной жизни. Бабочка - символ воскресения, занавеска символ неба - жизни вечной, которая однажды закроет все земное.
9."Времена года" Брейгеля
В начале разберемся с временами года.

В XVI веке считали, что в году шесть времен года, а не четыре, как считают сейчас, а именно: ранняя весна (февраль-март), весна (апрель-май), раннее лето ( июнь-июль), разгар лета (август-сентябрь), осень (октябрь-ноябрь) и зима (декабрь-январь).

Теперь соотнесем картины со средневековыми сезонами:
  • картина №1 "Охотники на снегу" (декабрь-январь);
  • картина №2 "Сенокос"(июнь-июль);
  • картина №3 "Возвращение стада" (осень);
  • картина №4 "Сумрачный день" (весна);
  • картина №5 "Жатва" (август-сентябрь).

Страница Брейгеля на сайте Музея истории искусств (Вена) здесь
Продолжение следует...